В сентябре 2018 года отдел правовой информации областной научной универсальной библиотеки им. А. С. Пушкина продолжает цикл выставок, посвящённых 20-летию ратификации Европейской хартии местного самоуправления, 15-летию Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вниманию посетителей предложена экспозиция «Местное самоуправление в России: проблемы территориальной организации», на которой представлены публикации, посвящённые проблемам реформирования территориальной основы местного самоуправления, вопросам определения бюджетно-правового статуса и стратегического планирования на уровне муниципального образования. Среди журналов, размещённых на выставке, – «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Российский юридический журнал».

Современная система местного самоуправления в нашей стране представляет собой достаточно сложную совокупность разнородных элементов, особую роль в которых играет территориальная организация. В основном законе государства – Конституции Российской Федерации (Ч. 1, ст. 131) установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций.

Обратившись к истории, можно увидеть, что в начале XX века территориальная организация Российской империи выстраивалась на сугубо административных принципах, в ней не было места национально-территориальным образованиям как административным единицам. По состоянию на 1914 г. Россия делилась на губернии и области, некоторые из которых входили в состав генерал-губернаторств. Существовало одно наместничество – Кавказское, в состав которого также входили губернии и области. Губернии и области делились на уезды и округа, последние – на волости. Волости ещё со времён земской реформы Ивана IV стали прообразом территориальной организации местного самоуправления.

Советская модель местного управления опиралась на Советы как представительные органы трудящихся и исполнительные органы, формируемые Советами. И те, и другие входили в систему органов государственной власти. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. устанавливал: местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц. Закон различал «первичный территориальный уровень» – сельсоветы, посёлки (районы), города (районы в городе) и другие уровни местного самоуправления, которые законодатель не определял. Области, края, автономные области и автономные округа являлись территориальной основой государственной власти. В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. № 1550 одна территориальная организация местного самоуправления определялась ещё на основе единообразного для всей страны административно-территориального устройства, оставшегося с советских времен.

Исторически большинство муниципальных образований современной России возникло на основе Указа Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Этим Указом было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления на период поэтапной конституционной реформы, определены территориальные единицы, на которых должны создаваться органы местного самоуправления, и виды этих органов в зависимости от уровня территориальной единицы.

В ходе муниципальной реформы, отправной точкой которой стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», начался новый этап развития местного самоуправления. Вектор реформы был направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти и повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. В результате реформирования территориальная организация местного самоуправления приобрела двухуровневую структуру: на первом уровне поселения, на втором – муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила – городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. В городских округах, в свою очередь, может иметь место внутригородское деление как новый тип муниципального образования. Однако объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.

Выставка «Местное самоуправление в России» будет работать в отделе правовой информации с 6 по 21 сентября. Также она доступна в аккаунте отдела https://plus.google.com/.

И. С. Тявкина,

ведущий библиотекарь отдела правовой информации