В Тамбовской областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина прошла новая встреча просветительского цикла «Карманные дневники». Темой непринуждённой беседы с читателями стала эпоха, вошедшая в анналы истории под названием «Новая экономическая политика», или просто НЭП. Автором этого словосочетания был вождь советского государства Владимир Ленин, обозначив таким образом необходимое, но совсем не желанное для настоящего большевика отступление перед мелкобуржуазной собственностью, товарно-денежными отношениями и мещанскими привычками. Впрочем, речь на встрече шла совсем не об идеологии и масштабных политических процессах, а о повседневной жизни советских людей в 20-е годы прошлого века.

Гостем проекта стал уникальный человек – коллекционер-бонист Андрей Иванов. Он не только поведал внимательным слушателям о том, как изменились денежные знаки в нашей стране с конца имперского периода и до расцвета НЭПа, но и продемонстрировал царские бумажные рубли с портретами Николая II, купюры, выпускавшиеся Временным правительством, знаменитые «керенки», деньги, напечатанные в Англии для товарооборота в зонах Интервенции во время Гражданской войны и, наконец, новые червонцы 1920-х. По словам Андрея Александровича, в эпоху НЭПа денежная реформа не только стимулировала торговлю в столице и провинции, но была абсолютно необходима, так как к концу Великой российской революции из-за огромного многообразия суррогатов денежных знаков, ходивших по стране экономика деградировала, крестьяне отказывались привозить продукцию в город, а горожане  голодали.

Также «Карманные дневники» обратились к советской моде. В период НЭПа, несмотря на революционные потрясения и разруху, текстильная промышленность постепенно возрождалась, швейные фабрики вместо шинелей и галифе начали шить женские платья и мужские костюмы, бельё всех видов и детскую одежду. Более того, в СССР тегоды были периодом расцвета искусства модельеров, а виды одежды, созданные знаменитыми Надеждой Ламановой и Верой Мухиной, даже получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Невероятно популярными были женские журналы «Ателье», «Искусство одеваться», «Вестник моды», «Четыре сезона», стремившиеся сочетать популяризацию зарубежных модных тенденций с просветительскими статьями о новинках литературы, театра и кинематографа.

В традиционной рубрике «Из первых уст» историю своего деда, встретившего революцию преподавателем духовной семинарии и завершившего жизнь директором книжного магазина, представила Екатерина Романова. Она продемонстрировала несколько его фотографий в юности и зрелые годы, советскую трудовую книжку и также советское свидетельство о рождении. Так что проект «Карманные дневники» не только движется по ленте времени XX столетия, но и обрастает личными живыми историями.

Эпоху НЭПа в СССР называют «ревущей». Новые джазовые, невероятно популярные  мелодии звучали в концертных залах, городских парках, на киносеансах, в ресторанах и на танцевальных вечерах. Музыка, казавшаяся «дикой» старшему поколению, заставляла двигаться совсем иначе и совершать па, немыслимые на балах дореволюционной России. О самых известных танцах НЭПа – страстном танго и заводном чарльстоне – рассказала педагог, мастер спорта России по спортивным танцам Анна Ляшкова и даже продемонстрировала несколько движений.

Проект «Карманные дневники» уходит на "зимние каникулы", но не прощается с поклонниками истории повседневности. Новая встреча назначена на февраль 2019 года и будет посвящена быту СССР в 1930-е годы.

Александра Николаева,
библиотекарь отдела обслуживания
Фото Светланы Власовой