Главная / Раздел для родителей детей с ментальными нарушениями

Использование изобразительного творчества и игры с целью коррекции невротических отклонений

 

К психическому состоянию ребенка следует относиться с особым вниманием. Подбор игрушек и игровых занятий должен дозироваться в зависимости от состояния ребенка. Неоценимую пользу может принести игра в тех случаях, когда родители столкнулись с проявлением детской нервности. Главное условие преодоления подобных состояний — постоянная работа родителей по созданию и укреплению всего того, что есть ценного в ребенке, с опорой на положительные стороны его личности. Эти сильные положительные свойства имеются абсолютно у каждого ребенка, но часто бывают скрыты, не проявляются в поведении и остаются не замеченными. Именно поэтому хочется дать родителям конкретные рекомендации по использованию игры для исправления некоторых нежелательных особенностей поведения детей.

 

Так, повышенное фантазирование детей, как правило, связано с отставанием в развитии моторной сферы. Поэтому необходимо привлекать ребенка к подвижным играм с правилами, развивать моторную ловкость в играх на координацию движений и в конструктивных играх. Но ни в коем случае нельзя запрещать детям говорить на тему своих фантазий. Лучше переключите внимание ребенка. Предложите игровой сюжет, но так, чтобы в нем отчетливо выступало правило. С детьми, у которых ускорен темп речевого развития, что также может быть признаком детской нервности, не следует много играть в игры с перевоплощениями в игровые персонажи, игра обязательно должна быть действенной, а не только речевой.

 

Бывает так, что дети на долгие месяцы прикованы к постели, дети лишены возможности двигаться, играть со сверстниками. Замедляется формирование игровой деятельности, что приводит к существенной перестройке личности ребенка. И здесь могут помочь разумно организованные игровые занятия c ребенком. Как показали специальные исследования, хорошим помощником может быть сказка. Но нужно не только читать, необходимо с помощью специальных игрушек показывать сказку, драматизировать, побуждая детей принимать возможно более активное участие в такой игре. Важно, чтобы в процессе игры-драматизации у детей формировались те же качества личности, которые приобретают здоровые дети в ролевой игре. Такая игра может стать средством полноценного психического развития ребенка.

 

Игра может быть целительным средством при заикании. В этом случае родителям полезно свести к минимуму речевое общение с ребенком, но как можно больше уделять ему внимания и тепла в неречевой форме. Полезно обратить внимание на темп речи и четкость произнесения звуков и самим родителям. Очень полезно использовать игры с наручными куклами — бибабо. Обычно, выполняя роли кукол, дети начинают говорить без запинок. Большое значение имеет игра для отвлечения от контроля за правильностью речи, который только усиливает заикание. Лучшие результаты лечения заикания достигаются в процессе игровых занятий, поэтому необходимо использовать все возможности для разнообразных двигательных игр — полезны игры с мячом, кеглями, ракетками.

 

У некоторых детей нервность проявляется в виде двигательной расторможенности. Таким детям очень полезны игры по правилам, причем такие, где двигательная активность контролируется игровой ролью или сюжетом. Специальными исследованиями было показано, что возможность контроля за движениями значительно облегчается в игре.( например, роль часового, постового).

 

Бывает, что у ребенка со слабой нервной системой укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения его в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и постепенно вводить ребенка в игру.

 

Частым проявлением детской нервности являются страхи. В основе любых устойчивых страхов — повышенная общая тревожность ребенка. Игра здесь — лучшее лекарство. В подвижных соревновательных играх надо постоянно отмечать успехи и достижения ребенка. «Смотри, каким ты стал ловким, вот как у тебя стало здорово получаться!» Играя с ребенком, родителям необходимо постоянно отмечать любой, даже самый незначительный успех малыша. Не забывайте положительно оценивать выбор игрушек, удачный сюжет, ловкое игровое действие.

 

При лечении любых форм детской нервности успех достигается не тогда, когда удается устранить тот или иной недостаток, симптом, а тогда, когда удается удовлетворить основные потребности формирующейся личности ребенка, раскрыть перспективы ее развития.

 

Стремление рисовать присуще детям дошкольного возраста, что свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, влечение детей, особенности их переживаний. Преобладание серых и доминирование черного цвета в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. А яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности. Особую ценность представляет рисование по следующим темам: «Моя семья», «Я в детском саду», «Мой дом», «Кем я хочу стать», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь». Тема «самое плохое или хорошее» представляет возможность выбора событий, происходивших с детьми. Большинство из них предпочитает отображать в рисунках хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, есть дети, часто рисующие неприятные события, что может послужить основой для консультации с психологом.

 

Таким образом, главные условия здорового психологического климата семьи:

  • Чувство бодрости и оптимизма, которое должно стать постоянным спутником жизни вашего ребенка. Атмосфера шуток, юмора и обязательно игры помогает и взрослым, и детям успешнее преодолевать трудности и невзгоды, с которыми всем на приходится сталкиваться в жизни.
  • Удовлетворение потребности ребенка в любви, ласке и внимании. Не всегда потребности эти удовлетворяются сполна.
  • Для нормального психического развития ребенка и профилактики невротических отклонений день ребенка должен быть заполнен увлекательной деятельностью. Полноценное развитие детской игры и изобразительно-художественной деятельности ( лепка, аппликация, рисование)- залог психического здоровья ребенка.

 

Существует множество игр, разнообразных современных игрушек, но каждому ребенку важен наполненный любовью взгляд взрослого, тепло и нежность материнских рук.

 

Литература

1.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
2.Популярная психология для родителей. Под ред.А.А.Бодалева.