Главная / Раздел для родителей детей с ментальными нарушениями

Речевые игры в кругу семьи

На приеме у учителя-логопеда

Консультант рубрики: учитель-логопед
Тамбовского областного государственного
бюджетного учреждения «Центр психолого-
медико-педагогической диагностики и
консультирования» Г.В. Пфлаумер

Уважаемые родители!

Очень важно стимулировать речевую деятельность детей с самого раннего возраста. Для этого необходимы каждодневные занятия традиционной формы, лучше всего это делать в свободном общении с Вашим малышом!

 

  • «Измени песню»

Детям очень нравится петь новые песни, делясь своими впечатлениями обо всем: о прогулке, о маме, о новых друзьях. Выберите какую-либо известную ребенку песню, и предложите вместе придумать к мелодии слова. Ничего, что текст может быть не связный, много повторений – не беда, рифма – тоже не обязательна. Можете сначала предложить свой вариант, затем придумать совместно с ребенком.

 

  • «Говорим по-разному»

Прочитайте один и тот же стишок с малышом сначала обычным голосом, затем разными голосами: высоким, низким, нараспев, затем очень быстро, очень медленно, делая ударения даже не на тех словах, которых необходимо это делать.

Меняя интонацию, обычный стих можно затем прочесть страшным голосом или, например, с иностранным акцентом. Может с первого раза и не получиться, однако сама игра доставит удовольствие.

 

  • «Давай расскажем сказку»

Попробуйте с ребенком начать рассказывать сказки по очереди. Например, взрослый начинает фразой: «Жили-были дед…», а малыш ее заканчивает: «… и баба. » Взрослый: « и была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и так далее.

 

  • «Чем закончилось?»

Одним из способов развития речи может стать совместный просмотр мультфильмов.

Начните смотреть мультфильм с ребенком, а затем на самом интересном месте «вспомните» про неотложное дело, которое необходимо сделать именно сейчас. Попросите ребенка рассказать Вам позже, и что произойдет дальше, чем закончится дело.

 

  • «Замещение»

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают ребенка к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

 

  • «Всегда под рукой»

Часто бывают случаи, когда трудно ребенка чем-либо занять, например, это поездка в общественном транспорте, или продолжительное время в очереди. На этот случай достаточно при себе иметь всего лишь ручку, или фломастер. Нарисуйте на пальчиках малыша три разных мордашки: улыбающуюся, печальную, удивляющуюся.

Пусть на одной руке окажутся три персонажа, а на другой два. Малыш может придумать им имена, познакомить их между собой, спеть им песенку, разыграть с ними сценку, показать окружающий мир.

 

  • «Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть и т. д.)

 

Важно помнить: развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит через познание окружающего мира. Благодаря общению в семье, интенсивно развиваются мыслительные способности детей.